piano 78492 1920

УРОК 1

30-45 минут:

1. Первый вопрос, с которого мы начинаем занятие с детьми:

Зачем мы занимаемся музыкой?

Дети предлагают варианты ответов, например: чтобы хорошо петь, чтобы стать умным, чтобы дружить с музыкой и т.д. Вместе с ребятами находим комплексный ответ на этот вопрос. Мы занимаемся музыкой для того, чтобы стать талантливым человеком: умным, добрым и сильным по духу. Мы говорим, что по глазам определяется человек. Какие глаза, такая и душа. Если человек внимательно, выразительно смотрит, то мы видим- перед нами прекрасный Человек. Если же глаза человека бегают по сторонам, то такого человека мы никак не можем назвать талантливым.

Итак, цель занятия по сольфеджио — воспитать человека умного, доброго и сильного духом.
Общие качества, которые мы хотим развить в детях.

Здесь используются: принцип синтеза, принцип контраста, принцип внутренней заинтересованности

2. Затем определяем, какое главное слово в Музыке?

Главное слово в музыке это лад. Лад – это устойчивые и неустойчивые ступени, которые дружат, ладят между собой.

Какой бывает лад?
Мажорный (светлый оттенок) и минорный (тёмный оттенок)

Играем музыкальные примеры на разновидности лада.

Например:

Григ «Утро» из сюиты «Пер Гюнт», или Чайковский. Адажио из балета «Щелкунчик» — примеры на мажор.

Шуман. «Дед мороз» из Альбома для юношества или Бах.Чакона из партиты d — moll — примеры на минор.

Можно попросить детей закрыть глаза во время слушания музыки и потом рассказать, какие образы-ассоциации у них возникли. Очень интересно будет творческое задание: нарисовать Мажор и Минор, как они себе их представляют.

Здесь используется принцип контраста и принцип синтеза.

Развитие: образного мышления, тонкости восприятия музыки.

. Ступени — это звуки лада. Они появляются по порядку.

Пропеваем с детьми ступени, сначала называя нотами, а потом порядковый номер.

Ступени бывают:
Устойчивые – неустойчивые.
На устойчивых можно остановиться, а на неустойчивых нельзя.

На слог «та» поём ступени от пятой к первой:
«соль – фа — ми- ре- до».

Так можно остановиться?
— Можно!

Далее поём ступени, останавливаясь на любой неустойчивой, например:
«соль – фа – ми — ре- си».

А так можно остановиться?
— Нет, нельзя.

Затем играем в игру:
Ребята делятся по 3 и 4 человека. Одни — устойчивые, другие — неустойчивые.

Три устойчивых ступеньки поют: до – ми — соль, первая – третья — пятая.


Задание заключается в том, чтобы спеть максимально устойчиво, чтобы все остальные поверили им. Если получается так спеть, то мы пропускаем их в «Лад».

Тоже задание получают неустойчивые ступени, они поют: си – ре — фа- ля. Седьмая – вторая – четвёртая — шестая. Их задача показать нам, что они — неустойчивые, для этого ребята могут качаться, кружиться, падать, прыгать и делать любые движения.

Так же мы знаем, что ступени бывают ещё:
Главные – побочные.

Главные ступени лада – это мотор музыки. Как машина не поедет без мотора, так и музыка не может жить без главных ступеней.

Так же, как и с устойчивыми – неустойчивыми, делимся на 2 группы:

Одна группа — главные ступени, они поют: до — фа- соль –до.
Первая – четвёртая — пятая – первая.
Если дети спели убедительно, то мы пропускаем их в «Лад».

Вторая группа – побочные ступени.
Они поют: ре-ми – ля — си. Вторая — третья – шестая- седьмая.

В качестве творческого задания можно попросить детей нарисовать, как они видят разные ступени и сочинить про них сказку.

Развитие: многомерного мышления, воли и силы духа.

4. Понятие пульса и ритма даётся также на первом уроке, чтобы у детей выстраивалась целостная картина предмета сольфеджио.

Что такое пульс? Я прошу ребят послушать свой собственный пульс.

-Услышали? Как он бьётся?
— Ровно.

А музыка ведь тоже живая, у неё тоже есть сердце.
А значит пульс — ровные шаги в музыке.

Пульс бывает двухдольный и трёхдольный.

Играем музыкальные примеры на двухдольный пульс и трёхдольный пульс. Например:
Прокофьев. Марш из «Детской музыки». (2х дольный пульс)

Шуман. Вальс из «Бабочек» или Чайковский. Вальс цветов.

Ребята слушают и определяют пульс.

Принцип контраста и принцип доступности.

Развитие координации и чуткости восприятия.

А что такое ритм?

Ребята хлопают вместе с учителем, одновременно решаются две задачи:
Концентрация внимания + вырабатывается реакция восприятия ритма.

Итак, ритм — это все звуки, длинные и короткие, ровные и неровные.

Также можно поиграть в разные ритмические игры, например:
дети хлопают каждый свой ритм, повторяя и передавая его друг другу.

В заключение, можно взять любую доступную песенку, например:
«Как под горкой» показать ногами пульс (шаги), а руками прохлопать ритм.

Принцип контакта, принцип доступности, принцип внутренней заинтересованности.

Развитие координации, точности движения, быстроты реакции.